Маркетплейсы – это будущее?
Читая истории успеха на маркетплейсах и выслушивая от своих знакомых о прелестях заказа товара на различных интернет-площадках я также внимательно рассмотрел и другую сторону этой медали. Бесплатно бывает только сыр в мышеловке и не все категории потребительских товаров могут быть вовлечены в коммерческий оборот. Это мое мнение. Как и то, что организаторы маркетплейсов очень красиво решили основную задачу в любом бизнесе – бесплатно по сути привлечь мощную интеллектуальную и рабочую силу в лице селлеров (продавцов). Этот последний пункт вызывает уважение – более полмиллиона человек работает не покладая рук и, самое парадоксальное, большинство работает просто за еду. И верит в то, что когда-то повезет. Но везет не всем!
Оборот двух гигантов он-лайн торговли в прошлом году почти достиг 8 трлн. рублей. Количество селлеров (продавцов) на Озон и ВБ достигло 550 000 человек, в прогнозе – к концу 2024 года их количество увеличиться до 700 000. Основные селлеры – ИП, они составляют около 80% всех продавцов. Только 2% участников данной он-лайн схемы продаж имеют оборот более 10 млн рублей в месяц и добились успеха, почти 200 000 сводят концы с концами или сидят в минусе. 62% продавцов зарабатывают на уровне средней зарплаты в РФ и не имеют никаких перспектив. Средний уровень рентабельности на двух площадках по мнению экспертов составляет где-то 10%. Данные приведены из источника
Действительно, статистика вещь переменчивая, в зависимости от того, какой результат хотят получить, когда считают. Однако, надо отдать должное владельцам Озон и Вайлдбериз – они смогли использовать основную идею уже давно существующего Амазон. Ничего выдающегося они не придумали – скопировали то, что было за рубежом. Правда, сделали это с нашей русской спецификой!
В чем же здесь отличие от обычной торговли? Разница весьма показательна. Селлер исследует рынок, производит закупку товара, креативит рекламу, инвестирует в приобретение (создание) продукта и производит доставку товара на склад. Селлер делает все то, что делает обычный магазин и при этом селлер делает это по сути своей бесплатно в надежде получить прибыль. Вложения в наличие товарной массы со стороны продавца также весьма показательный момент – маркетплейс никаких финансовых рисков по сбыту не несет, всё возложено на селлера. Ключевой момент здесь – надежда на будущую прибыль. Она умирает очень часто вместе с селлером (см. выше статистику). Такова жизнь.
Сегодня мало произвести товар или услугу – надо еще уметь её продать. Когда производитель пытается стать селлером в маркетплейсе – это еще более не стандартная ситуация. Производитель должен производить, а не погружаться в тонкости интернет-торговли. Знаю много случаев как успешных продаж, так и балансирования на грани рентабельности. Однако, производителю порой деваться некуда и он вынужден идти на маркетплейс, который заставляет играть производителя по своим правилам, главное из которых – прибыль!
Размышляя над ситуацией с маркетплейсами, которые оттянули в свои ряды весьма мощный кадровый ресурс и начали ломать сложившуюся веками схему доставки товаров и услуг потребителям начинаешь понимать, что так называемый рынок жестко реформируется. Такова реальность сегодняшнего дня – интернет определил новые форматы взаимодействия по цепочке «производитель-торговля-покупатель» и появился новый игрок – «логистика». Все бы ничего, если бы все было прозрачно и ясно, но бюрократия Озона и Вайлдберриз поражает даже бывалых людей. Вы много чего должны сделать – от регистрации личного кабинета до достаавки товара в определенные часы, а вот с вами в ответ обещают поделиться полученными деньгами. Маркетплейс диктует свои правила игры и свои правила учета и рекламы, штрафов, схемы возврата товаров.
Основной постулат в интернет-продажах – вера потребителя в качество! Наш покупатель ленив и не образован, покупает даже не задумываясь, что ему сливают стоковые вещи или откровенную подделку. Полиграфисты знают, насколько возрос рынок печати этикетки, товарных шильдиков, упаковки и т.д. В свете событий последних двух лет западные бренды стали подделывать без всякой опаски ибо страны недружественные и у каждого государства теперь свой взгляд на того или иного правообладателя. Маркетплейс не отвечает за качество товара, он занимается логистикой (именно это они и проповедуют), вы можете сделать возврат, но вы при этом потеряете время. А ведь именно время является во всей схеме интернет-торговли определяющим!
Мода последних лет – покупка с экрана, возможность сравнить цены в домашних условиях, почитать о том что покупаете и проштудировать отзывы. Все вроде бы так мило, экономит нам столько времени и даже по ценам мы выигрываем. Маркетплейсы как и доставка продуктов стали явлением обыденным и это развращает! Потребитель в тепличных условиях становится благодатным полем для маркетинговых спекуляций, но думается, что главная битва розничной торговли с маркетплейсами ещё впереди! Все же он-лайн торговля возможна не во всех случаях.
В заголовке стоит знак вопроса. Есть ли будущее у маркетплейсов? Каждый по-своему может ответить на этот вопрос, но пока есть столько желающих пробовать свои силы в этом бизнесе – будущее есть!