Высоцкий и Шемякин. Созвучие
25 июля в Центре Шемякина на Садовой, 11 в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки «Высоцкий и Шемякин. Созвучие». В выставочном пространстве широко представлены иллюстрации Шемякина к произведениям советского поэта, чья жизнь трагически оборвалась 44 года назад…
Они дружили шесть лет. Их духовное товарищество возникло в Париже, их познакомил Михаил Барышников и это живое духовное родство продолжалось, пока смерть Владимира Семеновича не остановила стремительный поэтический бег уже тогда признанного народом таланта.
Иногда я себя спрашиваю – пошли бы стихи Высоцкого так широко в массы, если бы он не пел и не озвучивал столь своеобразным мужским голосом свои произведения? В советский период издать что-либо «такое» было практически невозможно. Цензура была жесткая и мощная. В конце 70-х годов прошлого века Высоцкий звучал почти в каждой квартире – предельно узнаваемый голос, актуальнейшие для страны тексты, двоякий смысл в каждой фразе. Это было предвестием перестроечных событий…
Репрессивная система уже давала сбои, многие стали задумываться над вопросом куда и как мы идем? Особенно люди искусства. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Шемякин (эмигрировавший в Париж в 1971 году): «Не столько КГБ занимался преследованием инакомыслящих, сколько Союз художников…». Это парадоксально, но это скорее всего очевидный факт. Талант всегда преследует серость и далеко не всегда талант может выстоять и выжить. Не смог дойти до своего физиологического конца и Высоцкий…
Две творческие личности, видевшие намного глубже и дальше своих современников, два поклонника Бахуса… Один смог остановится, другой нет. В чем же созвучие? Думается, что прежде всего в созвучии эпох – закат социализма и современная реальность. Высоцкий не столько противостоял власти, сколько высмеивал то, что в идеологическом итоге эта власть получила – тюремный юмор, пьянство, примитивизм в мышлении. Его популярность опиралась на бытовую тематику и порочный круг безысходности. Он смог поговорить с народом на его языке, но вот «выскочить за флажки» у него не получилось.