День рекламы 23 октября – что празднуем?
Реклама нынче прет из любого утюга! Не важно, что и какого качества ты производишь, важно как ты это рекламируешь и продаешь. При этом понятно, что для развития экономики эта ситуация является бредовой и явно не способствует росту производства. 23 октября считается отраслевым праздником рекламщиков. Стоит ли гордиться этим событием?
Реклама! Завораживающая магия рекламных технологий известна давно: особо одаренные евреи умудрялись продавать песок в пустыне. Убедить человека купить новый продукт, когда у данного индивида уже сформирован инстинкт потребления не сложно. Вопрос в другом: зачем пользователю что-то новое? И тут мы опять возвращаемся к рекламе, как части огромной медиаиндустрии, целью которой является разогнать рынок потребления.
Всплывающие окна в интернете, билборды, сомнительные телефонные звонки, вывески замысловатого качества, агрессивная телевизионная реклама – список можно продолжать, но понимать надо одно – за рекламу платит потребитель из своего кармана, так как рекламный бюджет всегда зашит в конечную стоимость продукта. Нужна ли нам такая реклама? Особенно на телеэкране!
Если рассматривать телевидение как продукт потребления, с оговоркой, что это продукт для досуга, то все встанет на свои места. Досуг населения заполняется вполне цивилизованно и грамотно. Идут сериалы, отучающие мыслить и взывающие только к эмоциональной сфере, причем о творческой стороне постановки шоу и сериалов говорить не приходиться: художественный уровень вполне соответствует уровню тех, кто все это смотрит.
Все это – идеология потребления в условиях духовной деградации нашего с вами общества. Когда идеологическая ниша пуста ее заполняет ниша потребительская. Не зря Христос изгонял торговцев из Храма! Ох, не зря… Культура ведь создана в процессе взросления человечества явно не для того, чтобы только потреблять, но и для снижения агрессии в обществе.
Нейтрализовать разум у людей средних мыслительных способностей (а таких большинство!) можно с помощью отвлечения их внимания и мотивации на различные объекты. Пользуясь специальной терминологией это означает разогнать рынок потребления! И все будут стремиться покупать, смотреть и слышать то, что с помощью рекламы навязывается регулярно с определенной периодичностью. В США, например, до 25% купленных телевизоров даже не распаковывают, когда их доставляют на дом. Ибо уже все есть, а новинка лишь дань рекламе и моде…
Главный парадокс заключается в том, что обществу не нужны 99% товаров, которые сегодня рекламируются в эфире! Вдумайтесь – вместо одного гигиенического средства на рынок выводится другое точно такое же, но под другим названием и с улучшенными характеристиками, зубные пасты чередуются с бешенной скоростью, прокладки изощряются в совершенстве, а уж банковская сфера убеждает нас в возможности на них же и заработать!
Объем российского рынка рекламы в 2024 году приблизится к триллиону рублей. При этом только 53% россиян доверяют рекламе и думаю, что эта цифра завышена. И все же рекламные бюджеты растут, как растет и количество людей, занятых в этом секторе. В условиях грядущего тотального дефицита кадров сфера рекламных услуг (включая упаковку и этикетку) скоро будет напоминать раковую опухоль на теле производительных сил страны. Уже сейчас ученые РАН официально заявляют о 3.7 млн человек, избыточно занятых в сфере услуг (огромный кадровый ресурс!). При этом никто в колокола по этому поводу не звонит.
Конечно, реклама нужна, хотя бы для того чтобы извещать потребителя о новинках и брендах, но вот нужна ли она в таком объеме – большой вопрос! У нас вроде бы есть «Закон о рекламе» и вроде бы там все так красиво написано в статье 1 «Цели ФЗ» про добросовестную конкуренцию и достоверную информацию, но работает ли он на благо общества? И в чем это благо заключатся?