Конклав в фильме Бергера и конклав в наших душах
Эдвард Бергер не просто снял фильм в своей телевизионной манере с одинаковым светом и с минимальными эффектами, режиссёр посредством сюжета поставил целый ряд вопросов – религиозных, философских, этических и даже бытовых. Ответы на них каждый зритель даст свои, если конечно задумается об этом. Фильм держит в напряжении, не смотря на ограниченность пространства и действия. Игра актеров не просто талантлива – это великолепие образов и характеров погружает в реальность происходящего.
Незатейливо, но интригующе, главный герой Томас Лоуренс (Рейф Файнс) произносит фразу «Моя вера пошатнулась, но не в Бога, а в церковь». Это символично и во многом обнажает современные проблемы церкви. Фильм именно об этом – о духовном противостоянии религиозных идей и человеческих страстей.
Как сказал Махатма Ганди «Уберите из религии деньги и завтра она исчезнет». То же самое можно и сказать о власти, которую дает церковь. Все разворачивается именно вокруг борьбы за эту самую власть со сценами терроризма, которые использованы как поворотные точки-тригеры. В то же время Бергер в фильме показывает облик истинно верующего священника – кардинала из Кабула. На этой странной вроде бы фигуре построена смысловая ткань драматичного сюжета, который оставляет зрителю в конце некий глобальный вопрос, на который ответ режиссер не дал.
Процедура выборов Папы Римского в подаче Бергера – это не спеша разворачивающееся действо с изначально обозначенными претендентами и копанием в прошлом каждого кандидата. Вроде бы все чисты, но в каждом кардинале обозначается чревоточина и вот уже сам Лоуренс, неоднократно отказывавшийся от столь высокого поста, оказывается почти избранным, но режиссер приготовил зрителю весьма не обычный финал. Тут есть над чем поразмыслить!