| |

Белград полиграфический

Все началось с сообщения Павла Мохначева в группе Клуба директоров цифровых типографий в телеграмме, в котором он предлагал посетить с 9 по 11 октября полиграфическую выставку в Белграде. Дополнительно Павел написал, что Сербия – страна безвизового въезда для россиян – и он лично поможет, если возникнут вопросы с организацией поездки. Смотрю сайт авиабилетов и вижу, что из Питера есть прямые рейсы, правда по ценам перелета в Пекин. У меня сразу возникло пожелание к Павлу посетить ряд типографий, что и было им сделано. Программа включала гораздо больше, но скакать «галопом по Европам» не получилось. Вместо заявленных семи производств посетили четыре, но и этого пока хватило! Наша маленькая делегация была представлена типографиями из Москвы, Питера, Казани и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Полиграфическая выставка Grafima. Были мнения, что делать там нечего – мелкая региональная тусовка. Однако, это оказалось не так – по масштабам выставка больше аналогичного Printech в Москве этак в четыре-пять раз. К тому же все бренды цифрового печатного оборудования были представлены – Xerox, Canon, Ricoh, Konica Minolta… Более того, здесь мы увидели реально работающие новинки печатной техники, а не просто стенды с людьми. Познакомились с российским предпринимателем, начинающем пробовать свои силы в цифровой печати Алексеем – штат 2 человека, никогда раньше с полиграфией не был связан, есть спонсор, пока что бизнес движется без особых успехов.

Очень приятно было вновь увидеть наших весьма известных и уважаемых коллег из России Игоря Терентьева и Арсена Манукяна. Много было воспоминаний и обмена мнениями. Это, кстати, было одним из мотивов поездки для меня – встретиться с ними и узнать взгляд на события последних лет от первоисточника. Об этом как-нибудь в другой раз.

Спрашиваю Павла о причинах организации нашей поездки с его стороны. Ответ удивил. Кроме того, что Павлу это интересно и здесь, на мой взгляд есть пассионарная составляющая его личности, также он сообщил, что хотел показать нам как живет Сербия после 10 лет жесткий санкций. Страна развивается, есть свобода слова и уличных шествий, люди не молчат и высказывают свое мнение. Бывшая Югославия, после смерти типичного диктатора Иосипа Броз Тито, распалась по национальным признакам на шесть независимых государств и одно частично признанное. Достаточно любопытна судьба этих стран, но сейчас не об этом…

Типография по производству мерча Podarking расположена в предместье города в отдельно стоящем двухэтажном здании. Организовала и владеет этим бизнесом наша русская женщина Алена. Из рассказа стало понятно, что имея свой рекламно-полиграфический бизнес в России они стали получать заказы из других стран, после чего около двух лет назад было принято решение начать свое дело в Белграде. Сейчас Podarking уже обжилась на новом месте, заняла свою нишу и работает в том числе на страны ЕС. На вопрос о конкурентных преимуществах Алена сказала, что это прежде всего высокая работоспособность, очень низкий процент брака и производства мерча малых тиражей и продукции не стандартных размеров. К тому же у них есть свое маленькое швейное производство, которое позволяет брать заказы не типичных размеров. Насколько я понял, типография делает порой то, что другие не производят в силу своей технологической закомплексованности. Из оборудования Podarking оснащена цифровыми печатными машинами Canon, широкоформаткой и DTF. И чему я был немного удивлен, это тому факту, что основные заказы к Алене поступают по сарафанному радио. Сайт есть, но клиентов оттуда не много…

Следующий визит в типографию по производству детских книг в твердом переплете Radoznalivrabac (Любопытный воробей). Это уже весьма серьезное производство, судя по оборудованию. Стоят промышленные печатные машины Canon высокого класса, линии по производству крышек, солидный термоклей, бумагорезательные машины китайского производства. Время – вечер, персонала нет, ничего не работает, мы удивлены. Столь дорогостоящее оборудование простаивает, нам объясняют, что тут принято работать в одну смену до 15 часов. Это сербское производство с их особом отношением к труду и его интенсивности. Так называемый режим ПОЛАКО – все размеренно, спокойно, без спешки.

Производство наружной рекламы DPC. Огромные цеха с самым современным оборудованием (см. фото). Лично я такой масштаб встречаю не часто – также не все загружено, но здесь чувствуется принцип «печать по требованию». Когда есть крупный заказ, то есть и на чем его сделать не особо задумываясь. Спрашиваю о кадрах: кто готовит, как подбираете. Мне отвечают, что в Белграде есть образование только по графическому дизайну, печатников на «цифру» просто берут с улицы, две недели тестируют и лишь потом обучают прямо на производстве. Зарплата работника в типографиях Белграда от 700 до 1000 евро. Потребность в кадрах, особенно думающих, очень высокая. Иными словами, с процентом кредитования до 4%, нет вопроса приобрести оборудование и запустить – есть самый глобальный вопрос, кто на нем будет работать и развивать производство?

Следующая остановка – типография по производству сувенирной продукции Promo Logo. Нас у входа встречает русский по происхождению брокер, сразу объясняющий, что владелец рассматривает вопрос о продаже бизнеса. Входим на производство и нас встречает сам CEO – Vladimir Paunkovic. У Владимира усталые глаза, печальный облик и видно, что владелец устал и от жизни, и от бизнеса. Впервые удалось увидеть печать на коврах – весьма интересное производство ковровых изделий на специальном оборудовании. Производственных площадей предостаточно, они в аренде до 2028 года по весьма низкой даже по меркам Питера цене. Бренд Promo Logo существует уже 20 лет и устоялся на местном рынке. Называется первоначальная цена бизнеса в 350 000 евро, мы спрашивает про рентабельность и определяем для себя реальную стоимость в 150 000 евро. В переговоры вступил только Евгений Бакланов (типография Ниенапринт) и взгляд владельца стал живее и заинтересованным. Правда, потом мы еще немного обсуждали цифры объемов производства, которые нам озвучивали и поняли, что многое здесь в сербском бизнесе выглядит для нас странновато. Это и про интенсивность труда, и про налоги, и про маленький рынок страны. 

Конечно, много вопросов не было задано, да это и не возможно в столь краткой трехдневной поездке – о правилах ведения бизнеса (там существует несколько видов ИП!), производительности труда, сервисе печатной техники и другого оборудования, окупаемости лизинга, арендной плате в разных частях города и т.д. Думаю, что нам еще представится возможность в будущем еще раз посетить Белград и все выяснить!

Мои фото из поездки в другом разделе этого сайта. Продолжение рассказа через пару дней)

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *