Минпросвещение, гольф и другая реальность
Читая бегло приказ № 171 от 19.03.2024, подписанный министром просвещения РФ Кравцовым С.С. невольно подумалось, а читал ли сам министр эти 1194 страницы? Это поистине великое методическое произведение пока еще не затмило 1300 страниц Льва Толстого «Война и мир». Следующее издание, несомненно переплюнет классика! Методисты Минпроса не стоят на месте, но живут они явно в другой реальности. Анализ образовательных программ лично мне сказал лишь одно – наш выпускник школы в теории должен быть просто кладезем классических знаний по литературе, истории, языку, географии и быть особо физически развитым. Не буду здесь приводить определения из приказа, подумаем лучше, а как оно в жизни?
Проходя мимо групп школьников и студентов на улице, в метро, да и в любом другом общественном пространстве постоянно слышу веселый разговор матом! Раньше делал замечания, сейчас перестал – бесполезно. Употребление даже не сленговых выражений, а вполне себе крепких ругательств уже стало обыденным явлением в нашем быту. В то же время в школе учат русский язык и литературу, изучают не менее важные другие предметы и, получаются, что школьники что-то не усваивают? Или может школа тут ни при чем и такая культура в семьях? Ответы надо искать… Думается, что качество самого школьного учителя сильно снизилось, их явно не хватает, а Учителей, которые учат, осталось крайне мало. Директора колледжей не раз в разговоре говорили мне – не найти нормальных учителей физики, математики, литературы. Педагогический университет Герцена их выпускает, но в школу они не идут…
Вернемся к столь обсуждаемому сегодня в прессе приказу 171. Всех позабавило, а где-то и возмутило, что в школьную программу в вариативной части (предметы по выбору) ввели модули – гольф, киокусинкай, ушу, хоккей на траве, танцевальный спорт, дзюдо и т.д. У меня лично сложилось впечатление, что Минпрос живет в своей реальности, а вот среднее образование в своей. Министерство явно потеряло связь с живым миром образования и погрязло в воспроизводстве бюрократических документов по любому поводу. В этих бумагах мы найдем много про любовь к Родине, хорошие слова о патриотизме, но редко встретим понятие «любовь к труду», «помощь товарищу», «общечеловеческие ценности». Надо бы воспитывать нормальное подрастающее поколение, готовое выйти в жизнь и работать, а не стадо потребителей.
Возвращаясь к гольфу и реальности. Зачем было вводить всё это в школьную программу, пусть даже и в качестве модулей? Всегда были факультативные уроки и масса кружков и секций. Правда, это было во времена СССР. Как сейчас? В каждом районе есть государственные детско-юношеские центры с большим репертуаром секций и студий. Вроде бы даже бесплатно. Может быть их не хватает, так можно увеличить. Зачем в школьные образовательные стандарты вводить «чир спорт», «бокс», «перетягивание каната», «тяжелую атлетику»? Чтобы отчитаться наверх об очередном нормотворчестве?
И уже совсем загадка, почему не все виды спортивных увлечений вошли в приказ? Если есть гольф, то почему нет регби и бейсбола? Где логика? Почему забыли футбол, настольный теннис, шахматы, велоспорт и т.д. Или все это было в ранних приказах?
Ходят слухи, что министерство просвещения ожидают некие изменения, связанные с формированием нового кабинета правительства после инаугурации президента. Хотелось бы, чтобы что-то произошло в этом плане и пришли новые люди со здравым подходом к реальности.