Зачем она, эта дача?
Взрослея я как-то не задумывался о том, что такое дача? Зачем она нужна и не есть ли это «дроблением» сил и средств? Для моего поколения, воспитанного на своих шести сотках, с детских лет пример родителей, которые копали, сажали, строили, носила на себе доски и гвозди с электрички тут не было вопросов. Пример дачного труда моего отца и матери до сих пор во мне вызывает только уважение. Да, времена были другие – со свежими овощами и фруктами по доступным ценам в советское время была «напряженка», да, размеры коммуналок и хрущевок стесняли и хотелось чего-то большего и своего.
С семи лет каждое лето я проводил либо в деревне, либо в огромном садоводческом массиве Дунай. У меня была своя грядка, где я что-то выращивал и даже росла своя яблоня. Мне было действительно интересно этим заниматься – ты сажаешь семя и через неделю видишь всходы, видишь как жизнь пробивается питаясь из почвы. Для подростка это есть не просто ботаника – это познание закономерностей биологической жизни и мотивация к труду, когда твои действия неминуемо ведут к результату.
Давно минули те времена. Нет дачи в Дунае – осталась по наследству племяннице, которая пару раз в сезон смотрит за буйством зелени и разрушающимся домом предков. Построил и продал домик в Назии, где пришлось выкорчевывать многолетний лес. В конце девяностых обосновался в Луге – на родине своего отца. Воздвиг дом, сложил баню, посадил более трехсот деревьев и… из бесед с молодежью вдруг осознал, что наши дети мыслят абсолютно иначе. Как-то раньше я не задавался этим вопросом: зачем дача?
Любой вопрос требует изучения и анализа – так уж устроен лично мой мозг – и я стал размышлять. Итак, основываясь на доводах не только дочери, которая в лучшем случае раз в год приезжает в Лугу с сыном, но и других близких мне людей, родившихся после перестройки, в том числе и моих студентов, моему взору предстала иная картина бытия. «Про и контра» – за и против! Давайте взвесим! Ниже привожу рассуждения молодежи…
Первое – время. Путь на машине от двух часов и более в одну сторону. Жалко тратить столько часов, когда рядом с Питером есть Финский залив и Ладожское озеро. В конец концов можно просто прогуляться по красивому центру города.
Второе – чем заниматься на даче? Загорать при нашей погоде не совсем комфортно; все время жарить шашлыки надоест; баня – вещь не для всех; телевизор есть в городе; выращивать овощи, а это труд – проще купить все магазине; по лесам бродить – это не по Невскому фланировать; компанию большую на дачу для пикника не вывезешь – проще опять таки где-то на берегу залива собраться. На рыбалку съездить – пару раз в год достаточно, сейчас много рыбы в магазинах.
Третье. Условия быта. Зимой приезжаешь – мерзнешь, пока натопишь дом. Вода и душ хоть и есть, но это все в сельских условиях. Снег убрать – опять никчемная работа – выпадет вновь. Кататься на лыжах, коньках или снегоходе любят не все.
И теперь четвертое уже от меня. Финансовый вопрос. Подсчитав затраты на машину для еженедельных поездок (3 000/поездка), затраты на отопление (минимум 50 000/год), налоги (30 000/год) получаем сумму от 170 000 рублей за год! На эти деньги можно раз в год слетать вдвоем на пару недель в хороший отель на берегу моря эконом-класса. Плюс к этому затраты на обслуживание дачи – покосы, ремонты, покупки инвентаря и т.д. А это все время и деньги! Получается, что уже лететь можно и не Турцию или Египет, а куда поинтересней!
Такая вот арифметика. И еще, когда у меня была верховая лошадь Орлик, то это также являлось обременением и еще каким! Каждый выходной я доезжал на машине до конюшни в 10 км от дачи, седлал Орлика и летел на нем обратно через леса и поля, чтобы на следующий день все повторить в обратной последовательности. Конечно, это приносило мне радость, но за постой коня в конюшне также нужно было платить деньги, которых вполне хватило бы просто на верховые прогулки пару раз в месяц под Питером.
Что имеем взамен? Свежий воздух, чувство собственничества, чистые и свежие овощи и фрукты, загородный отдых, смену обстановки и физический труд. Стоит ли оно этого?
Недавно я решил съездить на дачу, которую построили мои родители, точнее к тому, что от нее осталось. С 1967 года отец и мать, мои старшие братья – все строили этот дом. Помню как отец по доскам разбирал на кухне тарные ящики, как все это складировалось на лестничной клетке, как меня – второклассника – сажали выпрямлять гвозди из этих самых ящиков на большом металлическом круге. Поднимали наверх доски, брусья, рубероид. Помню как зимой к парадной отец подгонял грузовик и мы все впятером таскали строительные материалы, спуская на себе с пятого этаже, так как в доме не было лифта.
Потом вознесся дом, ожили грядки на маленьком участке в шесть соток и с 1972 года каждое лето мы жили там, в Дунае. Родители ездили на работу на электричке, позже брат Борис обосновался там с первой своей «копейкой», а старший брат Виктор собирал там свой первый самодельный автомобиль… Мне соорудили мопед и даже давали пользоваться мотоциклом «Ява». Питьевую воду приходилось возить на велосипеде с поселка за один километр, выстаивая длинные очереди к колонке.
Летние периоды проходили быстро – грядки, грибы, рыбалка на Неве и Ладоге, подростковые ночные бдения под гитару на опушке леса. Первая влюбленность, тихие и не очень вечера с друзьями… Вечера, полные аромата садов и вечерней свежести.
Сейчас я уже понимаю, что та дача была нужна больше моим родителям для реализации чего-то такого, что не могла дать квартира в центре Питера и вся наша советская пропаганда. Тяга к созданию нового жилья, садоводческие успехи, походы к соседям с рассматриванием выращенного урожая – сотни тысяч, если не миллионы граждан СССР «подсели» на это! Ведь Россия всегда была крестьянской страной и, вытравливая самых дееспособных «кулаков» в конце 20-х и начале 30-х годов прошлого века, Сталинский режим все равно не смог сломать генотип целой нации. Немного позже это сделали постперестроечные лидеры. Как в свое время американских индейцев попросту спаивали целыми племенами, так в нашей новейшей истории молодому поколению вместо осмысленного труда предложили другой наркотик – потребление.
Приехав на дачу своих родителей я лишь увидел скупое подтверждение своим мыслям. Никому из наследников оказалась не нужна та дача – место их предков. Последний, кто пользовался ей, был мой средний брат Борис: по каким-то своим психологическим причинам он так и не стал облагораживать и содержать жилье своих родителей на должном уровне. Все наши увещевания: братьев и его сына эффекта не возымели! Не увидел он перспектив в этом, увы…
По наследству дача перешла к дочери брата после его смерти. Прошло почти три года с того времени и вот я стою у этих развалин и задаю себе вопрос: нужно ли все это нашим детям? Способны ли они сохранить то, что создавали их родители? Скорбная картина полной разрухи истоков! Мест, где все мы выросли – трое сыновей и пять внуков и внучек. Или мы уже в таком возрасте, что не понимаем чаяний молодежи, которая стремится оптимизировать все и вся? Почему же тогда не продать сей участок?
Для экономики целой страны это страшный процесс – брошенные деревни, разваливающиеся дома, зарастающие борщевиком обочины, покинутые земледельческие поля. Разруха и еще раз разруха, если ты отъедешь в сельскую глубинку, особенно в соседние области. Жизнь еще теплится, но это уже не та жизнь, которую нам показывали с экранов советских телевизоров! Столько труда, затраченного впустую!
Если честно, то я не встречал в развитых странах масштабного огородничества, кроме Германии, где на клочках земли в основном у железных дорог, немцы выращивают овощи и зелень. Правда, в ФРГ это целый слой населения, объединенный в специальную гильдию. Там проводят конкурсы на лучший урожай и т.д. Может быть, это и есть наша будущая реальность? Но там, у них, хотя бы есть аккуратно подстриженные лужайки и ухоженные дома.
Мой первый пост вызвал не однозначную реальность. Кто-то нашел в дачной жизни отдохновение, кто-то написал, что не может представить, как можно копаться в грядках и постоянно чинить разваливающийся дом. Судя по остановившемуся дачному рынку сейчас действительно не время вкладываться в отдых на природе – лучше иногда путешествовать в соседнюю Финляндию. Или ленив и слаб стал наш народ? Трудности пугают, а так хочется, чтобы все было красиво как в телевизоре!
Сухая научная статистика свидетельствует о том, что у ребенка в возрасте до трех лет формируется две трети иммунитета и, если он проведет свои первые года хотя бы в летние времена на даче или в деревне, то этот запас здоровья будет работать всю оставшуюся жизнь. Это не слышат или не хотят слышать молодые матери и опять-таки по цифрам военкоматов у нас 75% призывников страдают различными хроническими заболеваниями. Аргумент вроде бы весомый, но гром не грянет мужик не перекреститься, так и мы – пусть нам будет всем удобнее проживать в городе, а что касается детей, то это же их здоровье! Не буду писать о пользе здоровой жизни за городом на чистом воздухе – истина известная, но хочу лишь заметить, что каждый выбирает сколько и как хочет прожить сам и будут ли здоровы дети его? Наверное хотя бы это стоит затрат на дорогу и содержание все той же дачи!