|

Как учат полиграфистов в Финляндии?

         Печатными машинами управляют люди и от качества подготовки специалистов зависит качество выпуска готового продукта. Сколько бы не стояло автоматических контролеров оттиска в печатной машине человеческий фактор будет определять итоговый результат. Питерские полиграфисты хорошо знают эту проблему – качество подготовки персонала – и до сих пор пытаются ее решить «на коленке», занимаясь самообразованием, участием в различных семинарах и переманивая кадры друг у друга. При этом как-то лениво откликаясь на предложения помочь нашим отечественным лицеям и колледжам правильно настроить образовательный процесс «под себя». Это у нас в крови – создавать трудности и потом их преодолевать!

         Придя в прошлом году в систему среднего профессионального образования из образования высшего я не питал иллюзий относительно методологии обучения и кадровой политики. Слишком часто страницы нашей периодической печати заполняются различными материалами критического характера относительно этих вопросов.

Бюрократические процедуры, возрождаемые в форме различных отчетов и методик, творящими все новые и новые оценочные средства, образовательные маршруты, учебные планы и т.д. Что является индикатором качества в профессиональном образовании: правильная методология обучения и следование учебному плану? Или грамотный специалист, который может в любом предприятии сразу начать работать без дополнительного обучения?

Сегодня мерилом качества обучения должно является только одно – востребованность выпускников того или иного образовательного учреждения отраслью и процент их трудоустройства по специальности.

         Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Вспоминая свои «трудовые университеты» на заводе, в ПТУ и техникуме советских времен хочу заметить, что знание и навыки, привитые в те годы определили всю мою дальнейшую судьбу. Именно практические уроки разбудили во мне тягу к теории и заставили расти дальше. Однако, это пока еще отвлечение от основной темы…

Должность заместителя директора по развитию профессионального лицея предполагает сбор и анализ данных по методологиям образования в других регионах России и за рубежом. Затем следует изучение потребностей отрасли и качество подготовки кадров. Дальнейшая аналитика позволяет лучше понять какую модель взять за основу или же необходимо создавать нечто новое. Полиграфия – это та отрасль, которая наиболее сильно зависит от веяний современного технологического уклада. Еще двадцать лет назад нельзя было и представить себе, что цифровой способ печати станет доминирующим в своем развитии, а процессы автоматизации изменят производственную парадигму в технологиях подготовки файлов, печати и отделки готовой продукции.

Что там у соседа?

         Страна озер и высокого уровня жизни – почему за полувековой период Финляндия стала по европейским меркам одной из передовых с точки зрения образования, технологичности и социальной защищенности? Политика в сфере образования и воспитания принесла определенные дивиденты: финское качество во многих сферах производства уже сегодня не ставится под сомнение. Еще двадцать лет назад лейбл «отпечатано в Финляндии» был стандартом в полиграфии, остается и сейчас, но «жирные» нулевые годы позволили отечественным типографиям оснастить свои производства высоко-технологичным оборудованием и отток заказов на печать сократил количество занятых в полиграфическом производстве Финляндии в два раза.

Ранее, лет десять назад, мне приходилось посещать полиграфические колледжи Кракова и Ювяскиля. Обычный традиционный подход – теория, потом практика и на выпуске экзамен по специальности. Оборудование обычное без современных веяний, но стандартное. Собираясь сейчас в очередную командировку в Финляндию я ожидал увидеть нечто подобное, но ошибся. Еще раньше я получил информацию, что 15 лет назад 70% выпускников финских школ хотели получить высшее образование, сегодня пропорция составляет 50/50 и это еще не предел! На государственном уровне была проведена серьезная работа для изменения предпочтений в мировозрении молодежи и в этом участвовали все – СМИ, работодатели, система образования…

         Поскольку образовательные стандарты наших стран отличаются даже в самих названиях профессий, то заранее оговорюсь, что эти термины употребляются не всегда корректно.

Tredu

         Колледж Треду в финском городе Тампере. При активном участии Торгового представительства РФ в Финляндии состоялась эта встреча. Прием был организован отлично! Первая беседа в уютной аудитории  с коллегами, отвечающими за различные направления подготовки в полиграфии и медиа-сфере. Каждый рассказывает о себе и сразу приходится задавать вопросы. Одной из первых тем, заданной Инной Янтунен явилось обсуждение реформы профессионального образования Финляндии. Насколько я понял основной тренд реформы – практико-ориентированный подход! Не на бумаге, а на деле. Когда обучающихся сразу ориентируют на принцип «сделай сам» на конкретном оборудовании. Более того, на старших курсах ученик большую часть времени проводит на предприятиях и уже там совершенствует свои навыки, при этом получая заработную плату.

         Несколько слов о самом колледже Треду. Собственником колледжа является город Тампере и он же осуществляет финансирование. В построение учебного процесса руководство города не вмешивается, но следит за кадровой политикой.
В 17 кампусах колледжа обучается всего 18 000 человек, из которых 10 000 получают дополнительные образовательные услуги. Общий штат – 1 100 сотрудников, из них 800 преподавателей. Обучение ведется по 46 специальностям!

Деление как в России на мастеров производственного обучения и преподавателей нет – все имеют одинаковый статус, но при приеме на работу должны иметь профессиональный стаж работы, желательно специальную подготовку по педагогике и пройти тщательное собеседование. Случайных людей на работу в колледж стараются не принимать.

         Система образования в Финляндии строится по принципу: средняя школа – 9 классов, потом можно пойти в предметный колледж и закончить 11 классов и поступить в университет, либо в профессиональный колледж. В любом случае реализуются принцип «Образование через всю жизнь!». Возможности для этого есть. Образование в основном предоставляется бесплатно, в случае проживания в общежитии студент получает компенсацию за проживание. Предусмотрена стипендия в размере 400-500 евро. Более подробно на слайде 2 приведена общая блок-схема профессионального образования.

         В колледже обучаются как выпускники школы, так и взрослые. Есть смешанные группы и число их растет. При приеме на обучение существует конкурс аттестатов: количеству баллов принимается решение о зачислении. При этом группы по той или иной компетенции формируются исходя из потребностей отрасли – прогнозируется спрос на ту или иную специальность и только тогда открывается набор на обучение. Иными словами, по профессии «печатное дело» может быть и не сформирована группа, если нет прогноза на трудоустройство.

        

         Особо хочется остановиться на системе подготовки для печатной индустрии. За 3 года надо получить 180 зачетных баллов, при этом балы начисляются за конкретные выполненные практические задания. Системы теоретических экзаменов как таковых нет. Палитра навыков, которые должны быть сформированы за весь образовательный процесс, представлена на слайде 3.

В отличие от российского образовательного стандарта «полиграфиста» финский полиграфист-технолог должен своими руками уметь подготовить файл к печати, отпечатать любым способом печати и владеть доступными способами отделки готовой продукции.

         В связи с реформой образования учебные планы сейчас внедряются новые. В этот раз не удалось их изучить, так как нет перевода с финского, но то, что мне показали на учебных и производственных площадках меня поразило. Помимо классов с iMac есть такие же классы с «виндами». Везде установлены проекторы и существует быстрый доступ в интернет. Полиграфическая база состоит из цехов цифровой, офсетной и трафаретной печати. «Цифра» установлена различная – от ч/б машин до полноцвета. Естественно, что есть много дополнительного оборудования: печатные и режущие плотеры, 3D принтеры и т.д. Офсетные машины производства Heidelberg, причем в различных модификациях – односекционные, двухсекционные и четырех.

Рускоговорящая девушка Сабина из Риги рассказала мне о своем обучении. Поступила в Треду она в августе прошлого года, уже через три недели умела печатать на однокрасочной офсетной машине формата GTO простейшую продукцию. Сегодня она сама посылает файлы на CtP, выводит формы и печатает продукцию «с оборотом». Смотрю ее свежеотпечатанные оттиски на просвет и поражаюсь – линейки сходятся до микронов! 

Другая финская учащаяся при мне спокойно подходит к термопереплету и делает бесшвейное скрепление блока с обложкой. Беру свежий экземпляр книги, раскрываю, выделяю один лист, вывешиваю книгу и проверяю на качество склейки – лист плотно сидит в блоке.

Как же так, удивляюсь я, без помощи преподавателей учащиеся сами постигают всю технологию? Оказалось, что существуют индивидуальные планы обучения и с каждым учеником работают отдельно, в зависимости от уровня их знаний – объясняют теорию, показывают на практике как это работает. Если что-то не получается – всегда есть рядом учитель, который ответит на все вопросы. Такая вот индивидуализация обучения! Схематично на слайде 4 в упрощенном виде представлен весь процесс обучения. Здесь есть и дистанционное образование и групповые занятия. На слайде 3 красным цветом выделены те области практического образования, при изучении которых ученик набирает основную сумму баллов.

Еще один вопрос, который волновал меня применительно к обучению профессии «мастер печатного дела» – какие симуляторы (технологических и печатных процессов) используют в колледже для обучения? Ведь в нашем федеральном государственном образовательном стандарте впрямую прописано их наличие! Стоимость, например, лицензии симулятора печатной машины Software License SheetSim-SHOTS Version 8.0, предлагаемой через своих дилеров в России компанией Sinapse составляет не много ни мало 2 560 000 рублей или 36 000 евро! При этом та же лицензия на сайте самой компании, но во Франции составляет 8 000 евро. Если учесть, что по стандарту требуется 10 лицензий, то это ровно столько же, сколько стоит сегодня 4-х секционная офсетная печатная машина формата А2+! Стоит ли овчинка выделки?

Финские коллеги ответили мне прозаически просто: мы думали об этом, но у нас есть достаточный парк действующего оборудования, мы на нем учим и это гораздо эффективнее симуляторов. Для демонстрационных экзаменов и соревнований WorldSkills он также нам не нужен, ведь главный результат, которого мы хотим достичь – умение печатника изготовить на действующем оборудовании готовую качественную продукцию. Виртуальное образование нам в Треду не подходит, хотя есть в Финляндии инсталляции симуляторов и если учащийся хочет, то он может тренироваться на них. Но оценивать его будут при печати на реальной машине с реальной бумагой и реальными красками!

Mediapolis

         Специальность «медиа» уже в другом кампусе, куда мы едем на машине. Весьма солидное оснащение – телестудия, радиостанция, компьютерные классы, зоны отдыха, учительские… Все эргономично и целесообразно. Только что ушли учащиеся, монтировавшие ролики для рекламы профессий. Уютно устраиваемся в креслах перед мониторами телекамер. Одни из своих основных вопросов я задаю именно здесь: зачем вам WorldSkills? Движение, зародившееся в сороковых годах в Испании и ставшее международным. Спорт высоких достижений в рабочих профессиях! Зачем?

Ответ я получил сразу от нескольких коллег. Первое – это привлечение внимания (то есть реклама!) к колледжу, второе – отбор лучших по профессии прямо на соревновании работодателями, которые являются членами жюри. Третье – соревновательный аспект в обучении. Как известно из психологии, ничто так не мобилизует человека как состязательный процесс. Чтобы стать лучшим приходится трудиться больше и учиться лучше. Став лучшим ты получишь хорошую и высокооплачиваемую работу. По сути WorldSkills – это отбор наиболее амбициозных и профессиональных кадров на раннем этапе до 23 лет.

Наблюдая за движением «Молодые профессионалы России» пока что я могу сказать, что не все три выше указанных тезиса воплощаются у нас в жизнь. Все-таки отбирают для соревнований учащихся не профессиональные жюри от работодателей, а руководство и педагоги образовательных учреждений, перед которым вышестоящий орган управления ставит основную задачу: организовать площадку и занять престижное место в рейтинге. К плотному взаимодействию с отраслью пока еще мы, видимо, не готовы…

Итоги

         Посетив на второй день своего пребывания в Финляндии профессиональное училище Хельсинки я в принципе увидел ту же образовательную схему, что так подробно мне показали в дружелюбном городе Тампере. Одна из учащихся так же рассказала мне, что она обучается по специальности «медиа» и учат их всему. Получив практическое задание сделать газету она сама разрабатывает сетку для верстки и дизайн, пишет материал, делает фото, компонует материал и потом идет и распечатывает газету на цифровой печатной машине. Сама!!! На вопрос, знала ли она устройство компьютера до поступления в училище учащаяся ответила просто: нас учили этому в школе.

         Итак, финские полиграфисты на выходе из колледжа «своими руками» изучают технологию и оборудование. Специализация приходит уже позже на старших курсах и при работе в компаниях. Основной тренд в профессиональном образовании – практические навыки во всем технологическом спектре! Именно от этих истоков растет желание «все знать и уметь!». Успешный профессионал – это не только думающий человек, это еще и многое умеющий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *