Есть ли перспектива у нашего пчеловода?

До 1913 года Российская империя обеспечивала 2/3 потребности мирового рынка в мёде и его продуктах. Современная Россия находится где-то на 40 месте между Тайванем и Сербией по экспорту меда. Более 97% меда у нас производят частные хозяйства. Экспортируется не более 2 тыс тонн на 6-7 млн долларов ежегодно. Парадоксально, но факт остается фактом — экспорт мёда растет, но весьма малыми темпами. При этом сохраняется в малых количествах импорт меда в Россию. По оценке НИИ пчеловодства для успешного опыления сельхозкультур в стране необходимо иметь 7.2 млн семей, у нас же эта цифра колеблется в районе 3.5 млн. При этом средне душевое потребление меда в России составляет около 500 грамм в год. Это хороший показатель (США — 772 г., Германия — 973 г., Китай — 300 г).

Что же мешает развитию пчеловодства и экспорта его продуктов?

Во-первых, очень малое количество лабораторий для сертификации меда при его экспорте в страны ЕС.

Во-вторых, отсутствие государственной политике в этой сфере. Не секрет, что пчеловодство не поощряется в нашей стране и подлежит учету в органах Ветнадзора и РПН.

В-третьих, невозможность сдавать произведенный мёд централизованно (как это было в СССР) единому закупщику. По сути нет на рынке ни частного, ни государственного мощного игрока в этой сфере.

В-четвертых, массовые попытки поднять стоимость мёда различными схемами вплоть до подделки.

Мёд и компоненты его производства (перга, прополис, забрус, воск) являются не просто пищевым сырьем, а широко используются в медицине. Более 30 полезных веществ содержится в продуктах пчеловодства. Однако, конкуренцию с фармкомпаниями и их химическими концернами при объеме производства мёда 70 тыс тонн в год пчеловодам не выиграть!

С 2016 года экспорт меда стал снижаться и стагнировать. Основной причиной экономисты называют высокую конкуренцию. В мире производство меда ежегодно увеличивается на 1%, доля России по производству составляет 3.5%, В пятерку лидеров в 2019 году вошли: Китай, Турция, Иран, Аргентина и Украина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *