«Три сестры» в БДТ. Что-то тут не так…

Не будучи заядлым театралом всё же люблю посещать театры, особенно в ненастную питерскую погоду. В БДТ им Товстоногова не был очень давно, лет десять точно. У нас в городе этот театр раньше всегда считался элитным и требующем внимания. Сходить в Большой драматический было событием, в прошлом веке дамы приходили в вечернем платье и брали с собой сменную обувь, в наше время все иначе – в лучшем случае тряпка на теле и огромные женские башмаки…

Пьеса Чехова «Три сестры» была выбрана не случайно. Недавно зачитывался произведениями этого писателя и считал, что театр как никто другой способен раскрыть особенности творчества Антона Павловича. Позже я прочитал, что и сам Чехов говорил, что в сюжете нет особой фабулы, а есть лишь отображение обычного течения провинциальной жизни. Будничная жизнь в действии и метания в ней различных по уровню развития и образованности персонажей, призыв к ответственности каждого перед историей. Гнетущее действие времени на каждого из нас и как этому противостоять? Все знали о дуэли, но никто не попытался её предотвратить – это ли не вопросы к дню сегодняшнему?

После реставрации, БДТ выглядел весьма презентабельно, зал был практически полон, места удобные. Публика средних лет и не вычурная. Рамка металлоискателя и qr-код на входе, как дань заботе о населении и его безопасности. Наконец свет погас…

Первые минут десять я пытался понять сюжет (хотя заранее прочитал об этой пьесе), мешал постоянный музыкальный фон на заднем плане, какая-то девочка у пианино, потом появилось много молодых людей в военной форме и подумалось: «Чехов ли это?». Создалось впечатление, что режиссер (Владимир Панков) пытается сказать «новое слово» в театральном мире, но его действие плохо читается рядовым зрителем. Мне хотелось бы понять смысловое содержание по-чеховски, а вместо этого я увидел не связанные между собой мизансцены без смысла и логики. Этакое театральное шоу с полу-музыкой, большим количеством артистов на сцене (когда десять персонажей присутствует на сцене одновременно, то трудно уловить диалоги и смысл происходящего).

После первого отделения ожидалось хоть какое-то прояснение. Некоторые в антракте покинули театр. В середине второго действия возник вопрос: «Что он курит, Владимир Панков?». Фантасмагория по Чехову продолжалась: вместо трех сестер на сцене их уже было шесть, плюс Андрей, Наташа, барон и Соленый. Их краткие монологи были истеричны и следовали повторы. Улавливалась только одна сцена этакого треугольника «Ирина-барон Тузенбах-Соленый». Дуэль хоть и была поставлена изящно, но не вызвала никаких эмоций. Какафонией спектакль начался, какофонией и закончился. Особых аплодисментов не было (кроме особо понимающих).

Для тех, кто собирается приобщиться к этому психоделическому действию и посетить БДТ хочу сообщить, не ждите искусства – будьте готовы к некоему театральному сюрреализму — к растянутому во времени и с большим количеством занятых актеров (надо же занять в спектакле побольше людей, которых хочется поддержать материально!). Сам режиссер высказался о постановке так: «В спектакле «Три сестры» время станет действующим лицом. Не меняя текста пьесы, мне бы хотелось сыграть в ее рамках «время» — его течение, выразительность и влияние, которое оно оказывает на людей, их судьбы и их действительность… Поэтому надо искать новые музыкальные законы, чтобы это ставить. Все мироздание строится по законам музыки и математики». Выполнил ли поставленную себе задачу Панков? Возможно он так видит нашу жизнь – в хаосе и без сюжета – ему так это все представляется, но вот как видит жизнь зритель? Лично я так и не ощутил трагизма будничной жизни по Чехову в постановке Панкова, как не ощутил единства музыки и математики на сцене.

Театр должен удовлетворять некие художественно-интеллектуальные запросы общества. Во время спектакля и после него мне бы хотелось переживать эмоционально, додумывать что-то за текстом, философствовать наконец. В «Трех сестрах» по Панкину этого нет – сплошной ливень из фраз, актеров, музыки, красок, движений. Эмоции-сопереживания происходящему нет! Есть вопрос – в чем смысл? Иногда появляется желание вздремнуть… Не убеждает меня эта сцена, не убеждает! От слова совсем. Обыватель поставил доступными ему средствами спектакль про обывателя. Точка.

Понимаю желание театральных деятелей эпатировать публику, внести что-то революционное в традиционные схемы театральных действий. Однако, прежде чем экспериментировать с чем-то новым – сделайте качественно что-то из старых сюжетов традиционных пьес. Или напишите новую пьесу на злобу дня – про современную бездуховность, дремучий «интеллект» современника, женскую идеологию «секс для здоровья», пандемическую реальность наконец.

Мне и раньше говорили, что в БДТ уже что-либо смотреть невозможно. Я не верил. Теперь вот знаю, что сей «театр» буду обходить стороной, увы…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *