Сначала было слово…
Изрядное количество участников и присутствие практически всех основных поставщиков зарубежного оборудования не удивило. Когда мы с Максимом Румянцевым планировали заседание еще в январе, то даже и не предполагали, что придется пару раз переносить дату из-за событий 24 февраля. Однако, все состоялось и весьма неплохо 7-го апреля 2022 года.
В зале было временами оживленно и один раз скандально… Но не для всех. Кто-то предпочел тусоваться, выпивать и закусывать, кто-то просидел все три часа и внимал выступающим, кто-то решал другие вопросы, а кто-то пытался совместить общение в фойе с получением ответов от свои вопросы. Сейчас, когда не известно, куда повернет экономика и что вообще станет с нашим бизнесом, люди пытаются предвидеть ситуацию и понять, что делать? Времена такие…
Отличился руководящий состав «Берега»! В общем-то не ораторы, но все доходчиво разложили по полочкам. Не знаю как кому, а для меня лично многое прояснилось с судьбой бумаги (особенно после следующего выступления Европапир и Монди!). Кирилл Усов и Сергей Григорьев вопросом владеют, проблемы с поставками обозначили четко и вполне доходчиво сообщили, что ждать манны небесной не стоит.
Батл образовался сам собой, без объявления, неожиданно и вполне логично. Генеральный директор «Астер» Дмитрий Степанов начал свою атаку с «высоких цен», обвинив, не много не мало, компанию «Берег» во вредительстве. Зал рассмеялся. Однако, другие типографии стали также рассуждать о спекуляции, но в менее резких тонах. Вполне эмоциональная позиция людей бизнеса! Только вот реплика Сергея Григорьева «Вы всё сказали?» малость испортила позиции «Берега»… Исполнительный директор «Дубль В» пришла на помощь и пыталась объяснить, что поставщики бумаги действовали сообразно моменту и принятой схеме ведения дел. По выражениям лиц участников было все же понятно, что ответ их удовлетворил, но не полностью…
Отдаю должное Кириллу и Сергею – они стойко выдержали все атаки, хотя важно другое. Нарыв вскрылся: типографии высказали свои претензии, «бумажники» их выслушали и формально объяснили, почему возникла такая ситуация. Думаю, что дискуссия была полезной обеим сторонам. Спорившие ушли разбираться в фойе, прихватив с собой даже микрофон…
«Европапир» и «Монди» проявились для меня также с неожиданной стороны. Во-первых, они первые поддержали Клуб: сами ко мне обратились и частично профинансировали кофе-брейк. За это им большое спасибо, не ожидал! Во-вторых, они вполне доходчиво обозначили ситуацию на рынке бумаг и проблемы с поставками из Евросоюза. Директор по продажам и маркетингу «Европапир» Владимир Данилов подтвердил, что бумага для цифровой печати будет, но цена может быть высокой. Коллапса не ожидается! Кстати, его выступление было прозрачным и не вызвало шквала вопросов из зала.
Поставщики оборудования и расходных материалов «Риал-СТФ» и «Графические технологии» рассказали о своих действиях для удовлетворения потребностей типографий в расходных материалах. Судя по ситуации, они остались чуть ли не единственными независимыми компаниями в городе, которые сразу же стали решать на свой страх и риск эту проблему.
Руководитель отдела продаж «Графических технологий» Ольга Камченко подвела свой доклад к весьма насущному для всей отрасли вопросу: «Вот мы тут всё делаем, чтобы цифровые типографии не встали, а вдруг вендоры вернуться? Что тогда?». Вопрос по сути своей означал озабоченность тем фактом, что корпорации Xerox, Canon, Konica Minolta и Ricoh, объявив о приостановке поставок в Россию могут после снятия санкций вновь начать «подминать» под себя рынок и диктовать своим дилерам правила игры.
Тут и наступил некий момент истины. Пообщаться и ответить на вопросы своих клиентов вышли только два представителя зарубежных компаний – Canon и Xerox. Остальные то ли вопроса не услышали, то ли им не разрешено что-либо говорить своим клиентам.
Canon успокоил отрасль первым. «Мы никуда не уйдем и не планируем уходить… Кэнон работает… На складах есть существенные запасы расходных материалов и запчастей…» Более того, отметил представитель корпорации Олег Васильев, нас больше сейчас беспокоит общий структурный кризис в мире, инфляция в развитых странах порядка 20% и спад на цифровом полиграфическом рынке нашей страны.
С ответом на поставленные вопросы выступил и глава Xerox в Санкт-Петербурге и других регионах страны Давид Маркарьян. Его краткое заявление можно резюмировать следующим образом: «Мы относимся с пониманием к действиям сегодня своих дилеров и мы надеемся, что с помощью своих партнеров мы преодолеем сложившуюся ситуацию. Наш прямой сервис продолжает работать и мы стараемся осуществлять гарантийную поддержку оборудования».
Это хорошо, когда две ведущие корпорации наконец-то вступили в прямой публичный диалог со своими клиентами! В чем-то успокоили и главное, сообщили, что они есть и не собираются уходить с рынка. Хороший знак.
Теперь об общих впечатлениях. Ещё надо учиться и учиться всем – и поставщикам, и выступающим, и задающим вопросы – искусству переговоров и, умению доносить свои мысли до аудитории. Формат наших заседаний пора менять – три часа выступлений многовато… Учитывая стойкое желание некоторых товарищей выпить, закусить и пообщаться нужно отводить больше времени на столь актуальные процедуры.
Кто умеет читать между строк – прочтет. С бумагой вообщем-то глобальная тенденция ясна: во всем мире идет сокращение производства бумаги во имя перевода всех и вся на «цифру». Это началось с момента объявления пандемии. Экологи и айтишники ратуют за отказ в потреблении бумажного сырья и вам уже сегодня даже в наших отечественных магазинах предлагают так называемый электронный чек. Я спросил, почему? Ответили – экономят бумагу во имя экологии. Если мне докажут, что отказ от использования бумажных кассовых чеков есть экономия, то я тогда готов съесть свою кепку. При этом производство упаковки и этикетки в мире растет!