| |

Доставка еды и будущее экономики

Объем российского рынка доставки еды в 2021 году увеличился на 159% по отношению к 2020 году и составил 329 млрд рублей. В крупных городах сервисом доставки еды и готовых продуктов пользуется более 60% жителей. Спрос на данную услугу растет больше в регионах, чем в мегаполисах. В то же время чистая прибыль у крупнейших игроков Delivery club и Яндекс.Еда в 2020 году ушла в минус. Тем не менее, несмотря на отрицательную экономику, по прогнозам через пару лет объем рынка может увеличится до 1 трлн. рублей.

Когда я вижу во дворе своего многоквартирного дома в любую погоду велосипедистов с большими коробами за плечами, то невольно думаю о человеческой лени, будущей проблеме со здоровьем, малоподвижным образом жизни и постепенном вымирании… Что касается самих доставщиков, то у них все будет хорошо – заработают денег (до 160 000 рублей доходит заработная плата в Москве!), укрепят здоровье на многие годы и получат бесценный опыт общения с российским генофондом.

Что же заставляет человека сидеть дома, выбирать на экране монитора продукты и товары, заказывать и ждать? Цифровое будущее в нашей квартире весьма привлекательно – от он-лайн уроков до покупки чего бы то ни было. Растет прикованность человека к своему жилищу-ячейке с удобным гаджетом и видимой свободой. На тот факт, что вы заранее обрекаете себя на цифровое рабство мало кто обращает внимание, ведь ты волен в своих желаниях купить что-либо не выходя из дома. Были бы деньги!

Он-лайн работа уже существует почти во всех сферах человеческой деятельности – даже медицина практикует виртуальные консультации с врачом. При этом качество оказания таких услуг неизменно падает – вы получаете огромный объем лишней информации (спама), который ваш мозг не в состоянии переработать. Вольное или невольное мошеничество в любом цифровом варианте будет процветать. Вам принесут еду не надлежащего качества, поставят «диагноз» удаленно, обучат тому, что «умеют» сами. Экспертизой «цифровых» продуктов и услуг у нас пока никто не озабочен.

Тем не менее многие уверены, что экономят свое время, заказывая доставку, получая ту или иную он-лайн услугу. Сэкономив силы на походе в магазин вы потом пойдете тратить время в фитнес-зал. Логика от обратного. Рынок потребления разогревается во всех своих сегментах – от шоппинга до досуга. Социальное общение сводится к минимуму и вот, я уже беседую с молодыми людьми, которые не могут связно изложить свои мысли. Они привыкли смотреть и слушать других на экране. Последствия их асоциальности видны не вооруженным глазом. Они уже не граждане, они стали цифровыми потребителями. Хорошо это или плохо?

Думаю, что такие процессы приведут к дальнейшему расслоению нашего общества и социальным конфликтам. Мы уже давно не удивляемся тому факту, что автомобиль есть повседневный атрибут житейской реальности. Хотя практическая целесообразность владения машиной в мегаполисе весьма сомнительна (кстати, в Нью-Йорке 59% жителей не имеют авто!). Экономически затраты на перемещение тела из одной точки в другую не оправданы, но зато есть эмоции и чувство свободы. Практически в наш цифровой век многие вопросы можно решить по телефону или скайпу. Но рынок автопрома растет! Люксовый авто, а не дорогой костюм, подчеркивает статус своего владельца. Хотя на самом деле в нашей реальности это ни о чем не говорит – простой казнокрад на майбахе…

И все же о доставке. Я понимаю, когда человек занят дома каким-либо общественно полезным трудом – от выпиливания лобзиком до математических расчетов эффективности новой технологии, но я не смогу понять спрятавшегося к кокон индивидуума, тупо смотрящего сериалы. Вроде бы деньги, как средство не только обращения, но и распределения благ должны регулировать такие процессы. Нет средств сидеть у монитора – ты должен пойти их заработать. Но деньги давно потеряли свое стимулирующее значение: человек может пахать сутками и получать за свой труд только на еду и одежду, а может быть «избранным» и кормиться за счет кастовой принадлежности своих родственников. Не работает принцип «каждому по труду», не работает! Даже курьер Яндекс.Еды больше двух миллионов рублей в год не заработает…

Сами по себе деньги ничего не стоят. Их критерий ценности определяет человек. Мы видим как колеблются биржевые курсы, растет инфляция, гуляют цены. Автомобиль вчера стоил 2 миллиона рублей, сегодня он стоит 5 при упавшем курсе евро/рубль. Значит как единый эквивалент, деньги не работают! Работает экономика всей страны – больше произвели, стали лучше жить, есть ресурс для распределения (честного или нет – это уже другой вопрос). Курьер из доставки ничего не производит – он оказывает услугу и получает за это вознаграждение, в ряде случаев выше, чем производитель. Магазины придуманы для того, чтобы оптимизировать продажу товаров с точки зрения той же экономики. Сократить издержки на транспорт и логистику – это первая задача любого ритейла. Появляется доставка и издержки возрастают, даже в случае прямых поставок. Ведь от своей прибыли не хочет отказываться ни производитель, ни логистическая компания, ни продавец. Значит, экономика проседает?

Так-то оно так, но в эпоху развития цифровых технологий и вымирания ряда профессий объективно необходимо создавать новые рабочие места. Пока что в таком примитивном формате – велосипед, короб, человек и интернет с его возможностями. Роботы-доставщики разработаны давно, но не внедрены. Слишком сложная инфраструктура в мегаполисах.

Покупать продукты и товары дома или в магазине – решать вам. Свой выбор я давно уже сделал и стараюсь побольше двигаться. Мы запрограммированы эволюцией на движение и вам любой массажист расскажет по вашему телу сколько у вас «мертвых» мышц. Связь физической активности и мозговой деятельности доказана наукой уже давно. Успокаивает меня одно – объем розничной торговли в 2021 году составил почти 40 трлн. рублей. 329 млрд. рублей оборота доставки еды – это менее 1% и даже если этот показатель увеличится в три раза, то в экономике сей показатель не будет доминирующим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *