Библия Гутенберга в Эрмитаже
Выставка… Событие весьма неординарное и я, как издатель, рад тому, что в Эрмитаже стали проходить такие выставки. Истоки книгопечатания надо знать! Причем не только специалистам. В этом историческом процессе столь же много загадок, как и открытий… Невольно просится в Двенадцатиколонный зал Эрмитажа хотя бы краткая брошюра, рассказывающая о сути события и судьбе его творцов. Брошюра, которую бы просто раздавали посетителям выставки.
Начнем с того, что в середине XV века в Европе реально случился бум книгопечатания. Одно из самых больших заблуждений – изобретение книгопечатания Гутенбергом – он не изобретал сам процесс переноса изображения способом высокой печати (печать с деревянных резных форм была еще известна в Древнем Китае), а изобрел подвижные отливные литеры (шрифт) для набора и смог приспособить винодавильный пресс в качестве типографского станка. Мало кто знает, что сам Иоганн Генсфляйш цум Гутенберг был ювелиром из благородного семейства в городе Майнц (Германия) и как ювелир он применил пуансоны в печатном деле. Достижение Гутенберга заключается прежде всего в практическом синтезе существовавших в то время технических разработках в одном печатном устройстве. До конца XVIII века оригинальный станок Гутенберга считался «типичным» и только после изобретения промышленного отлива бумаги в начале века XIX появились более эффективные технологии и оборудование.
Не раз бывая в Майнце – и в музее, и в Институте книжных наук – я слышал историю о том, как спорили немецкие ученые-историки, кому отдать пальму первенства и выбрали именно ювелира с хорошей биографией и трагическим концом (был посажен в долговую яму за банкротство и позже выкуплен). До нас, возможно не дошли многие исторические источники, но принято считать, что именно Гутенберг дал нам способ в любой момент времени выпустить на рынок множество одинаковых копий, заложив основы современного публичного распространения информации в печати. К тому же с самого начала он не ограничивался печатью только Библии – относительно массово печатались индульгенции, календари и брошюрки с эфемерным содержанием. При этом был и финансист данного процесса – майнцский юрист Иоганн Фуст, который дважды ссужал Гутенберга суммами по 800 гульденов, тем самым обеспечив партнерство в «производстве книг» и позже лишивший изобретателя прав на плоды его труда. Изобретением, как это часто бывает, воспользовались другие. Например, Петер Шёффер, получивший большую часть печатных прессов и шрифтов Гутенберга после банкротства последнего имел весьма солидный коммерческий успех.
В течении первых 50 лет в Еропе было создано около 900 типографий, из которых к концу полувека уцелели лишь 200. Остались те, кого поддерживала церковь и знать. Оборотный капитал уже тогда играл свою роль в предпринимательстве! Остальные просто не смогли работать на рынке, так как книга все равно стоила дорого и была диковинкой для простых, не знавших грамоты, немцев. Смысл печатать что-либо был только тогда, когда появлялся оплаченный заказ. Авторы же античных текстов мало кого интересовали, а Шекспир родился лишь столетие спустя. Да и книги в основном выпускались религиозной и научной тематики. Издательский бизнес возникнет лишь столетия спустя и только тогда, когда чтение станет средством досуга и образования. Во времена Гутенберга развлекательное чтение отсутствовало – читали для пропаганды веры и своего развития в понимании окружающего мира.
Урок Гутенберга заключается в том, что необходимо увидеть в массе окружающих вещей те крупицы, собрав которые в единое целое делаешь что-то, что изменяет ход истории.