|

Эффект бабочки

В психологии «эффект бабочки» определяется как нечто, оказывающее большое влияние на жизнь людей. Это значит, что наше поведение, наши мысли влияют не только на нашу жизнь, но и на окружающих, их жизнь и в целом на события глобального масштаба. Данный эффект возникает абсолютно у каждого человека. Если задуматься, вы обязательно вспомните моменты, когда феномен проявлялся и в вашей жизни. (из просторов Интернет)
 

Новая сцена Александрийского театра на Фонтанке. Проект «Эффект бабочки». Из краткой информации в интернете что-либо понять сложно: то ли это балет, то ли это театрализованная хореография, то ли новое слово в искусстве? Публика своеобразная – много молодежи, но есть и «знающие» люди.

Черный зал, камерность и вот в луче прожектора появляется сначала женщина и потом лежащий на сцене мужчина. Начинается хореографическая миниатюра «Очевидная жертва» в исполнении Оксаны Ковалевой и Александра Челидзе. Исполнено талантливо и со смыслом. Тела двигаются, сплетаются, говорят… Есть о чем подумать!

Далее идет голосование. Все сделано в духе цифрового 21 века – QR-код на экране, считывание, выбор из двух бабочек одной без всякого смысла и понимания последствий. Организаторы заявили, что это: «интерактивный театральный проект на стыке традиций классического балета, визуального театра, современного танца и перформанса, с использованием технологий, позволяющих зрителям влиять на развитие сюжета путем голосования». Однако, зрителю не ясно на что и как он повлиял и вообще за что он голосовал? На мой взгляд, это действо есть не более чем дополнительная строчка в описании этого (очень громко заявлено!) театрального проекта.

Наконец после перерыва появляется режиссер и она же главный актор проекта «Эффект бабочки» Ирина Шелешнева. В синем странном костюме. С чемоданом. Голос за кадром рассказывает некую биографию. История героини, изложенная от первого лица. Представление сопровождается хореографическими движениями автора проекта… Под занавес, после изложения основных этапов жизни приехавшего в Питер юриста, которая захотела танцевать и заниматься балетом в зрелом возрасте следует философский вывод – надоело жить по чьим-то лекалам, слушать чужие советы, хочу делать то, что нравится, хочу творить! Всё, малые аплодисменты…

Как заявлено в аннотации к проекту: «Вся наша жизнь определяется множеством выборов, которые мы совершаем каждый день. И у каждого нашего выбора есть последствия. Эффект бабочки — это спектакль о том, что человек способен быть автором своей судьбы. Главное — сделать правильный выбор». Удалось ли в этом убедить зрителя?

Думаю, что эта всем известная истина, рассказанная со сцены, выглядит весьма заурядно. Самый последний алкоголик делает свой выбор каждый день, пьет «горькую», влачит жалкое существование и мы все понимаем, что это его судьба и его выбор. Но о об этом не ставят театрализованные представления. По делам их судите их, сказано в Библии. И, если героиня «Эффекта бабочки» круто изменила свою жизнь с какой-либо целью в молодости, то где результат? О чем мы говорим? Просто о частной истории одной из миллионов? Где аншлаги и полные залы? Или всё это впереди?

Теперь о личных впечатлениях. Хореографический перфоманс Челидзе-Ковалевой великолепен. Ярко-синий костюм Шелешневой резал глаз, суть сюжета, заявленная в аннотации, оказалась так и не раскрыта с помощью различных театральных средств – хореографии, музыки, текста, смысла… По крайней мере лично я этого не увидел. Создалось впечатление, что это дипломная работа выпускника института кино и телевидения и не более того. Впрочем, в наше время в театральном Петербурге мы видим много странного. Изменился БДТ и мне это не нравится, сдала позиции Филармония, на подмостках стало очень много заштатных сюжетов, которые не тревожат твою  душу и ты искренне спрашиваешь себя – а вот что они хотели сказать этим?

Иногда не нужно искать смысл там, где его нет. Такая эпоха – главное показать, пропиарить, собрать просмотры и лайки. Заявить о себе, так сказать! Уже забирая пальто в гардеробе спросил группу молодежи: как вам Эффект бабочки? В ответ услышал: нужно иметь мужество, чтобы рассказать о себе со сцены, в этом она молодец!

Если это «проба пера» начинающего творца, то хочется пожелать автору успеха! Если это уже заданный вектор, то хочется выразить сочувствие. В любом случае «Ищущий, да обрящет».  

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *