Мода на примитив?
В классическом понимании мода затрагивает интересы людей и обозначает социальную иерархию, пересекается с политикой и социальной организацией общества. Когда Стив Джобс выходил на свои знаменитые презентации в джинсах Levi’s и черной футболке, то он и не представлял себе, что тем самым подорвет отношение к классической одежде (мужской костюм и женское платье) на долгие времена со стороны обывателя. Тренд на самовыражение и протест в моде продолжается до сих пор и производители хорошо используют сей факт. Очень выгодно задешево одеть население во что попало и подать это как следование модным тенденциям.
Наштамповать кроссовок из резины и искусственных материалов гораздо проще, чем шить высококачественную кожаную обувь. Спортивные костюмы гораздо дешевле в производстве, чем классика из тонкопрядной шерсти со свивкой 120. Широкие штаны из денима производить выгоднее, чем брюки из натуральных тканей. Это так. Сегодня можно одеться не дорого и быть, что называется, в тренде. Одежда уже не подчеркивает социальную значимость и иерархическую сущность человека, сегодня стали более важны стали аксессуары – часы, авто, сумка…
Современная мода, а точнее её отсутствие – это отдельный сюжет для целой статьи. Основное желание не искушенного в гармонии человека – купи то, чего нет у других – короткие штанишки, брюки парашюты, майки и футболки всех мастей, кроссовки и кеды. И не важно, что ты даже к физкультуре не имеешь никакого отношения. Дизайнеры клепают все подряд, ибо законы композиции им не ведомы. Публика «схавает», публике вообще не ведомы сочетания цветов и пропорции, публике важно персонально выделиться в толпе. На деле масса людей в общественном пространстве оказывается безвкусно одетой, но где-то счастливой – дешево и самоутверждающе!
Не последнюю роль здесь играет архитектура. Дома-коробки, облупившиеся пяти и девяти этажки, в центре города можно увидеть нечто отталкивающие типа Владимирского пассажа. Как-то я пытался понять, почему так произошло? Кроме экономических причин (дом-прямоугольник дешевле в десятки раз дома-памятника) есть еще и кадровый вопрос. Оказалось, что большинство современных архитекторов не родилось в нашем городе, им неведома эта аура красоты, не впитали они этого с молоком матери. Последствия очевидны. Давно доказано влияние вмещающего ландшафта (выражение Гумилева) на психологию граждан.
Можно говорить об индивидуальности, но суть дела в массовом оболванивании населения. Создать красивое платье, брючный костюм, мужскую деловую пару – это затратно и трудно себя выразить, особенно бесталанным дизайнерам. Перепроизводство дизайнеров в нашей стране уже давно зашкаливает, а выдающихся имен так и нет. Например профессию «графический дизайнер» можно получить в 329 колледжах и 165 вузах страны. Мода на экономистов и юристов прошла, пришла мода на дизайнеров. Что дальше?
Лет двадцать, как я провожу собеседования при приеме на работу в издательство дизайнеров. Вопросов всего два – 12 правил композиции и теория цвета. Парадокс, но за это время только 2 соискателя из сотни ответили мне по существу. Система образования штампует дизайнеров, не взирая на склонность и задатки человека к творчеству. Министерство науки и образования и Минпросвещения России спускают контрольные цифры приема, не вдаваясь в подробности организации учебного процесса в том или ином образовательном учреждении. Бюджетные деньги попросту сгорают в то время, как есть масса дефицитных специальностей во многих отраслях.
Ну а на деле, возвращаясь к моде, мы имеем то, что имеем. Идет девушка в метро в бесформенных штанишках и огромных кроссовках. Все бы ничего, но это женщина, которая может стать матерью, но эротики в её наряде нет. В большинстве случаев. Хотя уже много веков с помощью одежды женщина всегда старалась привлечь к себе внимание мужчин. Может, им это не надо? Статистика падения рождаемости в стране словно подтверждает этот факт – у нас до сих пор смертность превышает рождаемость. Конечно, не только из-за моды, есть много социальных причин – от идеологии до элементарной веры в благополучное будущее.
Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок хочу ответить утвердительно. Да, мода на примитив у нас превалирует. Вроде бы есть министерство культуры, есть другие ведомства, но с культурой что-то не так. Когда в Петербургской филармонии (!!!) идет цикл концертов «Во фраке и в джинсах», то не это ли есть пропаганда примитива. И тут следует отметить, что я не выступаю за цензуру в искусстве и масс-медиа. Не занимаюсь ворчанием, как старая бабка не скамейке. Мне бы хотелось, чтобы все же общество задумалось – куда мы идем с таким отношением к тому, что нас ежедневно окружает?
Мода на примитив в одежде – это ведь только часть общей культуры. Есть еще музыка, литература, живопись, театр и кино. И даже обычный телеведущий на экране телевизора со своей тематикой – это также мода на что-то…
Не думаю,что эта модная тенденция распостраняется на весь мир. Экономическая стагнация,обеднение населения,обрыв привычныхэкономических связей – скорее всего являются причинами этого, безусловно временного, явления.
А вот массовое оглупление человека, это явление увы, уже мировое,хотя и не новое.
Всем известно во что сегодня превратились, некогда великие Вавилон,Египет,Рим и многие другие; это оглупление продолжается и сегодня и надежд,что оно когда-нибудь прекратится никаких уже нет. Причин(внешних)довольно много,это безусловно и наследственность, и экология но главная причина всего одна – старение человека,как вида. Ничто и никто не может развиваться вечно и похоже ,что массовое одичание людей приконит наш мир, гора-а-а-здо раньше чем мировая экологическая катастрофа.